По категориям
Вакансии    Резюме

 
 
 
 
Быстрый поиск                        Расширенный поиск резюме
  Город
  Раздел
Ключевые слова
Интересно знать

Штатная ситуация

Банки – основа финансовой системы любой страны. В сложном организме экономики государства банковские организации по значимости сродни сердечной мышце – изо дня в день перегоняют сквозь себя нескончаемые денежные потоки. Спрос на банковских работников стабилен вне зависимости от моды, тенденций и курсов развития современного общества. Наряду с аудитом, финансами и юриспруденцией, банковская деятельность остается для молодых специалистов наиболее привлекательной профессиональной областью.

Стопроцентная востребованность

Сегодня в России работает более тысячи банковских организаций, каждая из которых имеет многочисленный штат специалистов. По оценке Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, в банковском секторе нашей страны заняты около полумиллиона человек. Наибольшая численность персонала в Сбербанке России – более 235 тысяч человек. Около пяти тысяч сотрудников – у Альфа-банка, почти столько же (четыре с половиной тысячи) – в Газпромбанке. Также в лидерах по численности персонала банки с большой филиальной сетью – Росбанк, ВТБ-24, Уралсиб.

При этом, по прогнозам экспертов, в ближайшие два-три года банкам потребуется еще около 10 тысяч новых сотрудников. Наиболее востребованными станут специалисты по развитию региональной сети и филиалов, торговому финансированию, кредитованию, аналитики, бухгалтеры, специалисты по отчетности и методологии. Устойчивым спросом по-прежнему будут пользоваться специалисты по налогообложению, эксперты по ценным бумагам, юристы, финансовые менеджеры и контролеры.

Юна Скобликова, директор кадрового агентства «Зеленая улица»:

– Развитие банковской розницы, активизация потребительского кредитования и необходимость составления финансовой отчетности по международным стандартам привели к резкому увеличению спроса на специалистов.

Как следствие этой потребности – современная политика банков нацелена на формирование высокопрофессиональной команды посредством развития и обучения наиболее перспективных сотрудников и приглашения квалифицированных специалистов, хорошо зарекомендовавших себя на рынке. Основные требования к кандидатам – профессионализм, опыт работы, стремление развиваться самим и способствовать развитию банка.

А если добавить к «персональным» нуждам российских банков «штатную» заинтересованность иностранных банков, присутствующих в нашей стране, получится еще более впечатляющая цифра требуемых специалистов. За последние два года банки с зарубежным капиталом в несколько раз увеличили численность своего персонала – и это не предел. Не скрывают свои планы по расширению деятельности «Ситибанк» и «Банк Сосьете Женераль Восток». Предполагает развивать филиальную сеть и розничные операции «Райффайзенбанк-Австрия». Правда, зная о нехватке специалистов в России, многие иностранные банки, планирующие открывать свою деятельность в нашей стране, собираются привезти с собой и команду топ-менеджеров. «Я пришел к выводу, что необходимо приезжать уже с группой специалистов, 5-10 человек. Потому что деятельность на новом рынке очень специфична, и найти готовые местные кадры чрезвычайно сложно», – говорит топ-менеджер банка Cetelem, крупнейшего во Франции оператора кредитования частных лиц, входящего в группу BNP Paribas, Василий Поздышев. Однако этот путь решает проблему только частично, ведь сотрудников на позиции среднего и младшего звена приходится искать все равно в стране присутствия банковской группы.

Помимо этого, спрос на банковских сотрудников исходит и от органов государственного регулирования. Пример – Центральный банк России, который находится на втором в мире месте по численности персонала (около 80 тысяч человек). Вот и получается, что потребность в квалифицированных банковских кадрах постоянно растет, но рынок труда отнюдь не перенасыщен высокопрофессиональным персоналом. И если крупные банки имеют возможности для привлечения грамотных и опытных специалистов, так как располагают достаточным бюджетом для этих целей, то для средних и мелких банков, не обладающих столь высокой привлекательностью на рынке труда, проблема стоит достаточно остро.

Выбор банковского курса

Тенденции развития рынка труда в последние годы определили изменение требований при подборе банковского персонала. Основное внимание кадровых служб и рекрутинговых агентств направлено на образовательный уровень и подтвержденный опыт работы кандидатов. По данным ведущих компаний, специализирующихся на executive search, в банковском секторе существенно вырос спрос на ключевых менеджеров, способных привести банковские процессы и процедуры в соответствие с западными стандартами, подготовить банк к привлечению инвестиций или к IPO. В этой связи банки активно привлекают на топ-позиции иностранцев, хотя и опытные российские управленцы не страдают от недостатка внимания.

Игорь Шехтерман, управляющий партнер, RosExpert:

– Работодатели все чаще стали ставить условие, чтобы кандидат обладал успешным опытом реализации той задачи, для решения которой его привлекают. Компании более тщательно оценивают опыт потенциального сотрудника и конкретные результаты, которых он достиг.

Сегодня более половины работников банков имеют высшее экономическое образование плюс профессиональные сертификаты о повышении квалификации по банковским специальностям. Высшее техническое образование в банковском секторе имеет менее трети сотрудников.

Для всех представленных банковских позиций приоритетными в плане получения основного качественного образования являются такие вузы, как Финансовая академия при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, экономические факультеты МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ и МГИМО, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московский экономико-статистический институт, Московская финансово-юридическая академия. Специализации – бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, банковское дело. А вот для позиции трейдера пригодится и хорошее техническое образование, предполагающее системный подход, способности к анализу и логическое мышление. Правда, человек с хорошими способностями может обойтись и менее престижным образованием, если владеет английским и блестяще выполнит тесты при поступлении на работу.

Александр Меленкин, заместитель директора финансового департамента банка «Русский стандарт»:

– В принципе хорошее базовое образование (необязательно экономическое) – это большой плюс. Не скажу, что на экономфаке МГУ я получил совсем уж специфические знания по практике банковской деятельности, но «экономический образ мышления», базовые теоретические вещи были приобретены именно там. Это, в свою очередь, существенно упростило освоение уже практических навыков.

В идеале неплохо, получив образование в России, еще около года поучиться где-нибудь за рубежом и поработать на младших должностях в крупных кредитных организациях, потому что сразу после получения образования (пусть и самого престижного) финансовым аналитиком или кредитным менеджером не стать.

Нина Гришкова, директор по работе с персоналом управления потребительского кредитования, ЗАО BNP Paribas:

– Основным фактором развития специалиста является наличие прозрачности как в самой структуре компании и карьерных лестниц, так и в критериях качественных изменений, которые должен продемонстрировать специалист для следующего карьерного шага. Компания должна поддерживать специалистов в достижении поставленных целей и задач: учеба, коучинг, знакомство с best practices как внутри организации, так и за ее пределами, включая даже другие отрасли и зарубежный опыт.

Начинать на любой банковской позиции придется с начальных ступеней, тем более что устроиться на должность ассистента аналитика или ассистента менеджера можно даже без опыта работы, рассылая резюме в различные крупные банки и ориентируясь на начальную зарплату в 400-600 долларов. Стать самостоятельным трейдером сразу не получится – здесь также надо начинать с ассистентских позиций. Примерно через год среди начинающих сотрудников происходит деление: часть из них уходит в доверительное управление, остальные остаются собственно трейдерами.

Кто больше даст

На повысившуюся в последнее время притягательность банковской карьеры, безусловно, повлияло и то, что банки стали более гибкими и щедрыми в плане оплаты труда своих работников. Причин здесь много и они самые разные: от нехватки квалифицированного персонала и мощной экспансии иностранных кредитных организаций до пресловутого желания повысить в разы лояльность имеющихся сотрудников.

Еще пять-шесть лет назад в отечественной банковской индустрии динамика роста оплаты труда практически отсутствовала. Но начиная с 2001 года ситуация стала постепенно меняться, и сейчас увеличение доходов в банковской отрасли относительно уровня инфляции в стране и компенсаций в других отраслях экономики постепенно возрастает. Наиболее существенный прирост по зарплатам наблюдается в подразделениях кредитования, корпоративных финансов, казначейства и розничных услуг. Оплата труда административного персонала, а также работников бэк-офисов прогрессирует куда более медленными темпами. Особенно значительное увеличение размеров вознаграждений в прошедшие два года наблюдалось на нижней и верхней ступенях должностной лестницы, то есть на уровне рядового специалиста и на уровне начальника управления и выше, что говорит об одновременной нехватке топ-менеджеров и рядовых банковских специалистов.

Исследование, проведенное агентством банковского маркетинга «САМИТ», показало, что обострение конкуренции на рынке банковских услуг заставляет российские банки выплачивать все более высокие бонусы своим сотрудникам, тем самым активнее принося в банковский бизнес такое явление, как денежная мотивация. Сегодня можно говорить о наличии в банках четырех основных типов бонусов: для топ-менеджмента (члены правления банка), для старшего менеджмента, за работу с клиентами, за операционную деятельность. Причем бонусы стали неотъемлемой частью дохода не только менеджмента, но и рядовых сотрудников, от которых зависит конкурентоспособность банка. Прежде всего, это клиентские менеджеры.

Если выбирать место работы с позиции «где больше платят» – у нас (в отечественных банках) или у них (в представительствах иностранных банков), то пока, увы, лучше у них. Если в отечественном банке на одного служащего приходится чуть более одного миллиона долларов активов, то в иностранном банке, работающем в России, – свыше четырех миллионов. Отсюда и получается колоссальная разница в зарплатах. По мнению экспертов, более высокая оплата труда в иностранном банке обусловлена и соответствующими требованиями к дисциплине труда и соблюдению установленного регламента работы.

Банкинг для начинающих

За последние годы ситуация с трудоустройством молодых специалистов в банковском секторе также сильно изменилась. Если раньше банки привлекали лишь небольшое количество студентов и выпускников в оперативные отделы и инвестиционно-банковские подразделения, то сейчас, в связи с развитием кредитования физических лиц и экспресс-услуг, резко возросла потребность в привлечении сотрудников для непосредственной работы с клиентами. В некоторых банках даже считают, что выгоднее обучить человека с хорошим базовым экономическим образованием специфике работы в банке, нежели нанимать специалиста с опытом, который в будущем может и не реализовать себя, а средств на него будет потрачено намного больше, чем на начинающего.

Курс на активное привлечение студентов и выпускников вузов без опыта работы в ближайшее время должен сохраниться, вместе с тенденцией ежегодного увеличения количества отделений банков приблизительно на 40-50%. «Лучший старт для молодого специалиста – это работа в динамично развивающейся компании. Руководитель подобной организации предложит своим сотрудникам значительно больше возможностей профессионального и карьерного роста. Как правило, такие компании вынуждены развиваться в условиях жесткой конкуренции с лидерами рынка, а поэтому заинтересованы в молодых, энергичных, инициативных специалистах, готовых упорно работать для достижения целей и, постоянно повышая профессиональную планку, расти самим и заряжать своей энергией коллег», – говорят в Абсолют Банке.

В банковском секторе традиционно выделяют три основных направления деятельности: кредитование и обслуживание физических и юридических лиц, экспресс-услуги, инвестиционная деятельность. В зависимости от направления существенно различается спрос и на молодых специалистов.

В настоящее время наиболее динамично развиваются кредитование и экспресс-услуги. Активность физических лиц на рынке розничных банковских услуг увеличивается: люди постепенно привыкают пользоваться банковскими услугами: открывают счета, приобретают пластиковые карты, оформляют переводы и дорожные чеки, берут кредиты. Соответственно, и наибольшее количество стартовых позиций открывается именно в данных областях. В основном это должности, связанные с обслуживанием клиентов в отделениях банка: операционист, специалист по продаже банковских продуктов, сотрудник телефонного центра, кассир, экономист бэк-офиса, специалист по оформлению операций. Эти позиции являются хорошей возможностью для студентов старших курсов и выпускников, не имеющих экономического образования, начать карьеру в банке.

Оксана Разинькова, консультант, «А-Класс Рекрутмент»:

– Сегодня банки заинтересованы в подборе не только опытных специалистов, но и кандидатов на линейные позиции с минимальным опытом работы. Основной критерий отбора таких кандидатов – заинтересованность в профессиональном развитии и продвижении именно в сфере розничных банковских услуг.

Многие крупные банки ежегодно набирают до 700 человек для работы в своих отделениях.

Банки, работающие в направлении кредитования (кредитование малого бизнеса, автокредитование, ипотечные кредиты и др.) набирают небольшое (в среднем 10-20 человек в год) количество молодых специалистов на стажировки в оперативные отделы. Обычно молодые специалисты стажируются в нескольких подразделениях банка (отдел кредитования, операционный отдел, отдел управления рисками и т.д.). По результатам работы стажер может быть принят на стартовую позицию в один из этих отделов.

Существуют программы стажировок и в инвестиционных подразделениях банков. Там молодой специалист занимается аналитической деятельностью, участвует в сделках по слиянию и поглощению, а также в проведении оценки компаний. Из числа стажеров ежегодно на постоянную работу приглашается пять-шесть человек. Здесь наибольшую активность проявляют крупные иностранные банки.

И, наконец, есть банки, которые осознанно исключают активную работу с выпускниками или приглашают их только на технические позиции курьеров или секретарей. Преимущественно, это организации, ориентированные на сложившийся круг корпоративных клиентов, либо мелкие банки, не имеющие финансовой возможности выстроить систему стажировок и наставничества.

И все же привлечение молодых специалистов в банки в нашей стране еще не получило такого широкого распространения, как, к примеру, практика работы со студентами и выпускниками вузов консалтинговых компаний. У иностранных и крупных российских банков пока еще есть возможность выбирать, и они чаще отдают предпочтение опытным специалистам с финансовым и экономическим образованием и знанием иностранного языка. А у средних и мелких банков недостаточно ресурсов для активного привлечения студентов. Однако рынок диктует свои правила игры, и в ближайшие годы прогнозируемый дефицит банковских работников, скорее всего, заставит банки более пристально посмотреть на молодых и начинающих.

Марина Диканова


Читать также:

  • + Добавить
     
     
     
     
     
     
     



    На главную | Каталог вакансий | Каталог резюме
    Работа по городам | Добавить вакансию | Добавить резюме
    Пользовательское соглашение | Карта сайта | Партнеры | Контакты

    Узнайте о новых вакансиях первыми.

    Подписывайтесь!